Дамба Буджалов: «Приоритетная задача — внимание нашим больным»
Дамба Буджалов: «Приоритетная задача — внимание нашим больным»
20 января этого года глава Калмыкии Алексей Орлов издал указ о назначении на должность главного врача БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» Дамбу Буджалова.
Уже около полугода, как новый руководитель ресбольницы приступил к своим обязанностям, мы решили познакомить наших читателей с главврачом и узнать у него основные перспективы на будущее.
— Дамба Егорович, позвольте узнать, как вы выбрали человечную профессию — врача, и было ли это стремлением с самого детства или появился позже для этого повод?
— Трудно сказать… (задумывается). На самом деле всё получилось чисто случайно.
Среди моих родственников врачей не было. Вот сейчас появились последователи — два моих племянника и племянница (двое уже работают врачами, третий — учится в медицинском вузе). Может быть, я их чем-то вдохновил, но, думаю, вряд ли, у нас в республике во многих семьях считается почетным, полезным, если кто-то из семьи — медицинский работник. Причем даже не обязательно, чтобы врач, медсестра — это тоже хорошо, потому что всегда есть кому сделать уколы, например, или померить давление.
Но мое решение пойти в медицинский институт на тот момент было скорее неосознанным: как раз стали появляться льготные места для поступления в вузы соседних регионов, и я сразу после окончания 17-й школы сдал вступительные экзамены в Государственный медицинский институт им. С.М.Кирова в Нижнем Новгороде, тогда еще г. Горьком. И с 1979-го по 1985-й год там учился на факультете «лечебное дело», а, приехав сюда, прошел в республиканской больнице интернатуру по своей специальности «терапия» — тогда так было положено.
После этого меня направили в Целинную районную больницу, даже дальше — в Чагортинскую врачебную амбулаторию, вот там и начинал свою трудовую деятельность. Затем, в 87-м, меня призвали в армию, и я пошел служить военным врачом на космодром Байконур в Казахстане.
На фото: главный врач Буджалов Дамба Егорович
— А почему военным?
— Дело в том, что в Горьковском мединституте в то время был военный факультет, и очень большая военная кафедра, и у нас выпускали не только офицеров запаса, но и кадровых офицеров, поэтому все врачи, окончив институт, получали офицерское звание и, соответственно, могли пойти на военную службу. Почему пошел в армию? Наверное, захотелось новых впечатлений, поступило предложение — дал согласие. Спустя два года, когда демобилизовался, приступил к работе опять в Элисте: сначала урологом в консультативной поликлинике республиканской больницы, затем — в урологическом отделении стационара, естественно, учился, повышал квалификацию, и, спустя восемь лет, в 1998-м, меня назначили заведующим урологическим отделением.
А в 2000-м я стал заместителем главного врача ресбольницы по хирургии, работал четыре года помощником у Владимира Балашова, он как раз возглавил учреждение. С 2004-го — я стал руководителем городского здравоохранения мэрии Элисты.
— Работа военным врачом на Байконуре дорогого стоит. Но скажите, пожалуйста, почему вы из больницы ушли?
— Предложили возглавить городское здравоохранение, вот и все.
— В таком случае выходит, что вам административная работа ближе, чем практикующая врачебная деятельность?
— По большому счету, последние 16 лет я работал администратором: до 2010-го года — заведующим горздравотделом мэрии нашей столицы, потом в страховых компаниях.
— Работа главного врача как раз и заключается в администрировании всего: и врачебной, и хозяйственной деятельности медучреждения. Скажите, вы ожидали такое назначение?
— Для меня это предложение стало абсолютной неожиданностью! Оно поступило сразу после новогодних праздников от министра здравоохранения Руслана Тапаевича, и я поначалу не согласился, удивившись,- ведь там главный врач есть. К тому же я испытываю большое уважение к Владимиру Николаевичу (Балашову, предыдущему главврачу — прим.Е.Г.), не связанное, естественно, ни с какими перестановками, — мы слишком долго с ним проработали. Причем это было не предложение как таковое, а больше вопрос: «Соглашусь ли я, если меня поставят возглавлять ресбольницу?».
Затем, обдумав, что времена идут, и все в жизни меняется, я принял решение, и вопрос о моем назначении решился буквально за сутки. К тому же вы наверняка заметили, в республике поменяли не только главврачей — прошел целый ряд новых назначений. Администрация нынешняя, руководитель республики Алексей Маратович настроены решительно на изменение обстановки в целом по Калмыкии в лучшую сторону: не только в социальной сфере, но и в экономике, сельском хозяйстве и в других областях. Перед нами, вновь пришедшими людьми, ставятся определенные цели и задачи. И к ним я отношусь очень серьезно.
— А какая из задач для вас является приоритетной?
— Их много. А в республике достаточно заметны и грубость, и черствость со стороны медицинских работников, а в некоторых случаях даже равнодушие, безучастие какое-то к больному. При этом, вроде бы, функции свои они выполняют, и придраться, кроме как к этому, не к чему. А равнодушие, я считаю, это такая категория, которая страшнее всего,- то есть врачу абсолютно все равно!
То, что сейчас у нас встречается, даже не знаю, как назвать. Можно, конечно, предположить, что изменение сознания медиков произошло после распада Советского Союза, с 90-х годов. Для Калмыкии же я бы сказал, что весь этот хаос начался гораздо позже — в 2004-2005 годах. Хотя бы потому, что в тот момент, когда я был здесь заместителем главврача, мы работали еще по советским принципам. Сейчас ситуация несколько изменилась.
— А что значит советские и несоветские принципы?
— Изменился в целом подход к лечению больного, сама концепция. Нас учили лечить не болезнь, а больного, то есть мы вылечивали все, что в этот момент у человека находили, в том числе и человеческую душу. В настоящий момент наше здравоохранение построено совершенно по иному принципу, потому что оплата, которая обеспечивает все: и работу медперсонала, и лекарства, и медицинское оборудование, производится не за лечение всего организма больного человека, а только — основного заболевания. Раньше, в советские времена, попавшего к нам человека мы лечили полностью, то сейчас — только конкретную болезнь.
Так как страховая компания лечение каких-либо побочных хронических заболеваний может попросту не оплатить, а в некоторых случаях ещё и наказать рублём, естественно. А сюда входит: самая дорогая часть — это заработная плата медперсонала, далее — лекарства и накладные расходы: мягкий инвентарь, электричество, тепло и многое другое. Кто-то же должен платить, правильно? В настоящее время все это оплачивается за счет Программы государственных гарантий на средства обязательного медицинского страхования за конкретного человека, имеющего полис ОМС. И, слава Богу, что у нас есть уже большая клиника. Но больница — это не только персонал и лекарства, но и медицинская аппаратура, которая сейчас стоит очень дорого, и здания, которым нужен уход, обслуживание и ремонт.
— Можно сказать, целый комплекс.
— Да, несколько корпусов, включая диагностический центр, стационары, открылись еще и дневные, плюс аппаратура, которую нам дают республика и федеральный центр, потому что сами мы ее никогда купить не сможем. Только на недавний ремонт верхних пяти отделений республика выделила 86 миллионов рублей — громадные (!) деньги, и в январе этого года мы заселили пять новых отделений.
Ранее в новом терапевтическом корпусе и клинико-диагностическом отделении (КДО) также за счет республиканского бюджета был сделан ремонт. Другие отделения тоже улучшаются. Это огромные суммы, которые мы бы никогда не потянули! Мое мнение таково: реальная помощь и финансирование ощутили, когда к руководству республикой пришел Алексей Орлов.
— И все-таки, вернемся к первоочередным задачам.
— Основные приоритеты — это, конечно, соблюдение медицинской этики и деонтологии. В первую очередь, пресекать грубость и непрофессионализм со стороны медицинского персонала, и борьба не требует особых финансовых затрат, но при этом достичь результата будет сложнее всего, так как здесь затрагивается очень тонкая область человеческих отношений.
— А как проконтролировать этот процесс?
— Есть заместители главврача, они должны периодически проверять работу в отделениях, клинико-экспертный отдел, страховые компании, которые оперативно реагируют на жалобы со стороны граждан. Но дело в том, что без обратной связи со стороны больных толку от всех этих структур не будет, то есть важна не та информация, о которой мне доложат заместители, а наличие факта, будут ли на врачей и вообще медперсонал жаловаться больные.
В связи с этим я хочу уже к лету разместить по всей больнице ящики или контейнеры, куда больные могли бы опускать свои жалобы. Конечно, с одной стороны, это — анонимка, и по каждой из них мы не будем работать, ведь всякое может случиться: у человека что-то произошло, и он сорвался, и некоторые больные тоже могут быть не вполне адекватны. Но если на одного медика поступает несколько жалоб, это уже сигнал, на который мы обязательно отреагируем.
Постараемся максимально обеспечить больных лекарствами, чтобы они как можно меньше их покупали. Следующий шаг — обеспечить стационарных пациентов достойным питанием. И еще один важный момент: я хочу, чтобы наша больница прекратила напоминать собой проходной двор. Это лечебное учреждение, а по всей больнице ходят толпы людей, которые отказываются даже раздеться и надеть бахилы, а здесь лежат больные! И эти больные — их родственники, друзья, знакомые! И в этом я хочу навести строгий порядок.
Над этими аспектами уже ведется работа, но, вы сами понимаете, в один день ничего не сделаешь, необходимо время. И, конечно, все проблемы упираются в деньги. Но сейчас, слава Богу, и Глава республики Алексей Орлов, и министр здравоохранения Руслан Нагаев нам очень помогают. То есть возникает ещё один немаловажный аспект — рациональное использование финансовых средств.
Республиканская больница им. П.П. Жемчуева
На фото: главный врач Буджалов Дамба Егорович
Елена Гордеева, газета «Калмыцкая Правда»
Элиста, Республика Калмыкия
Никогда не посещала нашу Республиканскую больницу, но зато услышала от своей мамы. Оказывается наш медицинский полис нам не нужен. Врачи, если ты не по записи, а в живой очереди мало людей, примут тебя платно, заплатив по 400–500р. Это как называется? Это полнейший беспредел, анализы платно,прием врачей платно. Бесплатные только бахилы?! а о диагностике по записи,вообще не пересказать. Запись идет на месяцы, а платно хоть сразу. очень жаль, что кто то наживается на больных,старых людях, которые отдают большие деньги, бегая по очередям.